РиВаБутСтрой : производство и продажа ЖБИ

плиты дорожные, сваи, ФБС, забор

менеджер Олег Мосолов +7 (495)790-38-15

Изделия из
железобетона    

ПРАЙС-ЛИСТ »

Наша Компания будет рада предложить Вам различные изделия из железобетона и многие строительные материалы на выгодных условиях...

Об основных проблемах

В последние годы в связи с резким увеличением объемов строительства и дефицитом цемента, введением новых строительных нормативов и продолжающимся ростом тарифов на энергоносители, особенно остро встал вопрос поиска строительных материалов, способных удовлетворить растущий спрос, отвечать современным технологическим требованиям, иметь высокие потребительские качества... Себестоимость же этих материалов должна иметь относительно невысокую динамику роста за счет использования в производстве местного сырья. Поэтому все более возрастающий интерес к ячеистому бетону вызван не только его замечательными свойствами и мировым строительным опытом, но и возможностью организации его производства во многих регионах России.

Проведенные исследования показали, что производство автоклавного ячеистого бетона (газобетона) действительно может быть обеспечено местным сырьем практически в любом регионе Центральной России, т.к. основными сырьевыми материалами являются вода, песок, известь и цемент. Все российские цементные и известковые заводы обеспечены разведанными запасами сырья и перспективы прироста этих запасов практически неограниченны, что обеспечивает возможность значительного увеличения производительности действующих заводов и строительства новых. Проведенный анализ состояния минерально-сырьевой базы некоторых областей Центральной России подтверждает наличие значительного числа уже разрабатываемых и пригодных к освоению месторождений строительных песков, соответствующих технологическим требованиям для производства газобетона.

В то же время далеко не все потенциальные инвесторы, обдумывающие возможность реализации проектов в этой области, имеют представление о тех сложностях, с которыми им предстоит столкнуться и заключаются они не только в общеизвестных трудностях с гарантированным обеспечением качественными цементом и известью. Наблюдающиеся в последнее время многочисленные заявления об инвестициях в строительство газобетонных заводов привели к необходимости обсуждения некоторых проблем, возникающих при создании производства этого материала.

Объем инвестиций

Проведенные исследования показали, что реализация “с нуля” проекта строительства завода по производству изделий из газобетона, основанного на европейских технологиях и оборудовании мощностью не менее 600 м3/сутки, требует общего объема затрат не менее $30 млн. Привлечение таких денежных средств требует тщательно разработанного бизнес-плана и детально выверенного графика реализации проекта. В коммерческих предложениях фирм-поставщиков оборудования, как правило, не учитываются местные условия. В результате могут существенно отличаться, как фактические затраты, от ранее запланированных, так и время реализации проекта. Анализ основных проблем, существенно влияющих на стоимость реализации проекта и себестоимость продукции, является важнейшей частью предпроектной подготовки.

Требования к промышленной площадке для строительства завода

Выбор промплощадки является ключевым моментом, определяющим всю дальнейшую “привязку” завода и проектно-технические решения. Опыт создания аналогичных предприятий свидетельствует о том, что в основном размещение таких технологических линий происходило на базе существующих заводов или комбинатов стройматериалов. Поэтому перед проектировщиками стояла задача “вписать” технологическое оборудование в существующие постройки с максимальным использованием имеющихся конструкций, сооружений, оборудования и объектов инфраструктуры. Такой подход был оправдан в прошлом, когда стоимость модернизации существующего, а иногда и действующего предприятия, была намного дешевле, чем строительство нового. Но в настоящее время большинство специалистов сходится во мнении, что из-за износа основных фондов и инженерных коммуникаций, адаптация к требуемым техническим условиям существующих предприятий становится не только дороже строительства новых заводов с “чистого листа”, но и требует значительных временных издержек на согласование и утверждения проектных решений.

Выбор промплощадки для строительства завода определяется на основании следующих основных критериев:



Основные технические решения

Предпроектная стадия обязательно должна начинаться с разработки основных технических решений, целью которых являются проработка организации производства ячеистого бетона и предложение решений по составу завода, компоновке генплана и компоновке главного производственного корпуса. В увязке с компоновкой главного производственного корпуса предлагаются технические решения по приему, хранению, подготовке и подаче в главный производственный корпус расходных материалов, решения по хранению и отправке готовой продукции. Выполняются технологические расчеты потребности в сырье, тепле, паре, воде, электроэнергии. В архитектурно-строительной части даются предложения по конструкциям и определяются габариты основных производственных зданий и сооружений, а также основные объемы строительных работ. Также приводятся расчеты фундаментов под оборудование, расчеты внутренних металлоконструкций, ограждений, рельсовых путей и т.п. В технологической части определяется и приводится перечень оборудования, которое заказчику необходимо приобрести дополнительно к технологической линии. Исходя из имеющихся аналогов, приводится примерная оценка капитальных затрат.

Обеспечение сырьем, прием и подготовка сырья

Вид сырья, его физико-химические характеристики, способ добычи и транспортировки оказывают существенное влияние не только на стоимость проекта и себестоимость продукции, но и на технологию производства. Высокое содержание глины в песке или большой диаметр зерен требуют дополнительной переработки песка. Режим работы карьера и расстояние до него серьезно влияют на решения по организации складского хозяйства на промышленной площадке. От характеристик цемента и извести зависит рецептура ячеистобетонной смеси, время созревания и выдержки массивов, характеристики готовой продукции. Способ доставки сырьевых материалов (ж/д транспортом различными типами вагонов или автотранспортом), а, следовательно, технология их приемки на заводе, также значительно влияют на стоимость проекта. При этом необходимо учитывать особенности зимнего периода в наших климатических условиях.

Размещение оборудования завода

Для реальной оценки предстоящих затрат и технической возможности осуществления рационального решения, требуется предварительная инженерная проработка проекта. Поэтому уже к начальной стадии реализации проекта необходимо иметь информацию по инженерно-геологическим условиям площадки и соответствующие чертежи. Так, например, необходимо учесть, что при производительности линии в 600 м3/сутки площадь главного производственного корпуса должна быть не менее 6000 м2. Производственный корпус должен иметь высоту пролета не менее 8 м, а длину пролета не менее 100 м. Глубина фундамента на отдельных участках (шламовые посты) должна быть не менее 5 м. Также требуются помещения для складирования сырья и готовой продукции и здание для котельной. Склады (силосы) для сырья и площадки для готовой продукции должны удовлетворять требованиям по влажности и пожарной безопасности.

Особенности технологической линии

При подготовке проекта следует учесть существующий опыт создания аналогичных производств. Анализ деятельности уже действующих предприятий оказывает серьезное влияние на выбор тех или иных предложений при подготовке проекта. Практика изготовления изделий из газобетона показывает необходимость обязательного рассмотрения при проектировании следующих решений:



В связи с тем, что ведущие европейские фирмы-изготовители оборудования, такие, как, например, “Верхан” или “Маза-Хенке”, имеют большой опыт комплектации подобных заводов в России, то в своих предложениях они сразу указывают оборудование и конструкции, которые могут быть изготовлены заказчиком по образцам и чертежам, предоставленных фирмами-производителями. Фирмы-производители также предлагают обсудить и согласовать с заказчиком вопросы изготовления вспомогательного оборудования. Поэтому состав поставляемого импортного оборудования может существенно меняться в зависимости от степени локализации. С другой стороны, как показывает практика строительства аналогичных заводов, естественное желание заказчика уменьшить стоимость оборудования путем максимального замещения импортных поставок отечественными изделиями приводит к многочисленным проблемам.

Эти проблемы связаны, во-первых, с недостаточным качеством изготавливаемого на отечественных заводах оборудования. Во-вторых, с трудностями организации в рамках автоматизированного комплекса согласованного функционирования отдельных узлов, изготовленных разными производителями. В-третьих, в случае несогласованного с фирмой-производителем оборудования использования отечественных узлов, расходных материалов и запасных частей часто ухудшается качество изготавливаемых изделий. И, наконец, основной причиной нежелательности несогласованной локализации является снижение уровня гарантийных обязательств со стороны фирмы-производителя основного оборудования. Поэтому, важнейшими вопросами, возникающими при проектировании заводского оборудования, являются:

Что из оборудования можно заместить?

Как эта замена будет влиять на производство?


Насколько экономически целесообразна будет эта замена?


С большой долей достоверности на эти вопросы можно ответить, только учитывая опыт уже действующих заводов. Для сравнения предложений фирм-производителей и оценке степени локализации оборудования целесообразно привлекать экспертов. Необходимо очень осторожно подходить к локализации оборудования, тем более, что стоимость изготовления отдельных видов оборудования в России стремительно приближается к стоимости “фирменной” поставки. А в связи с тем, что технологическая линия представляет собой единый высокоавтоматизированный комплекс, то даже незначительные отклонения самостоятельно изготовленных узлов и агрегатов от расчетных параметров в процессе эксплуатации могут привести к возникновению нештатных ситуаций с различными последствиями. По мнению значительного числа специалистов (практика создания и эксплуатации подобных производств это подтверждает), необходимо использовать наиболее полный комплект “фирменного” оборудования, предлагаемого поставщиком. Первоначальное увеличение капитальных затрат, связанное с поставкой максимальной комплектации, в дальнейшем компенсируется высокой надежностью приобретаемого оборудования, полноценным гарантийным обслуживанием, ускорением ввода завода в эксплуатацию и высоким качеством выпускаемой продукции.

Инженерная инфраструктура

Реальная оценка требуемых затрат на инженерное обеспечение (газоснабжение, электроснабжение, пар, вода и т.д.) и возможностей его осуществления оказывают серьезное влияние на проект в целом. При определении затрат заказчик часто ориентируется на декларируемый фирмами-поставщиками оборудования удельный расход электроэнергии в 12-18 кВт/час на 1 м3 готовых изделий. Фактически эта цифра доходит до 30 кВт/час с учетом затрат на инженерное обеспечение, прием и подготовку сырья, санитарно-бытовое обеспечение и т.д. При строительстве завода производительностью 600 м3/сутки площадь главного производственного корпуса будет составлять, как уже указывалось, не менее 6 тыс.м2, а с учетом вспомогательных и складских помещений (не менее 20 тыс.м2), площадок для автоклавов, мест стоянки автотранспорта, внутренних проездов общая площадь земельного участка, занимаемая заводом, должна быть не менее 4-5 га.

Для функционирования завода требуется наличие или близость таких инженерных коммуникаций, как газо-, электро- и водоснабжение. Для производства пара температурой около 200о и давлением до 16 атмосфер необходим соответствующий парогенератор. В качестве топлива для котельной экономически целесообразно использовать природный газ. Потребность в природном газе – примерно 5 млн.м3/год. Для организации устойчивого и бесперебойного электроснабжения завода электрооборудование должно иметь техническую возможность потреблять не менее 2500 кВт электрической мощности. По водопотреблению промплощадка должна иметь устойчивые характеристики гарантированного водоснабжения – не менее 150 тыс. м3/год.

Транспортные коммуникации

В связи с тем, что изделия из-за своей относительной хрупкости перевозятся на поддонах и, как правило, только автотранспортом, то наличие рядом с площадками асфальтированных дорог и близость к автомагистралям являются важными факторами в выборе месторасположения будущего завода. Перевозку извести и цемента целесообразно осуществлять ж/д транспортом, поэтому наличие на промплощадке ж/д ветки является также очень важным.

Использование конденсата и отходов производства

Поставщики технологической линии обычно не дают никаких рекомендаций и решений по использованию конденсата от автоклавов. В стандартных предложениях этих решений нет, а ведь объемы конденсата – десятки тысяч м3 в год. Поэтому необходимо обязательно находить с поставщиками оборудования решение по наиболее оптимальному (с экономической и экологической точек зрения) использованию конденсата в технологическом процессе. Важным является также организация технической возможности повторного использования различных отходов производства.

Персонал

Численность работников на предприятии непосредственно влияет на организацию производства, себестоимость продукции и на технические решения по санитарно-бытовому обеспечению. По данным фирм-поставщиков технологических линий, для обслуживания технологического комплекса требуется 12-14 человек в смену. Однако и расчеты и практика подтверждают, что в целом по предприятию для обеспечения непрерывного производства требуется не менее 100 сотрудников. В процессе комплектования штатов необходимо понимать, что важнейшими задачами руководства будет являться обеспечение непрерывности обучения работников, занятых непосредственно в производственном процессе, наряду с выполнением мероприятий по повышению производительности труда. Ясное представление о предстоящих проблемах и возможных путях их решения позволит инвестору правильно спланировать проект с максимально возможным соблюдением сроков и бюджета, а также реально оценить срок окупаемости проекта.

Автор материала:   Литвак С.Г. - сотрудник отдела инвестпроектов СДМ-Банка. Автор выражает глубокую благодарность Сажневу Н.П. и Царику А.М. за помощь в подготовке этого материала.
 
« Предыдущая   Следующая »